Специфика формирования родительских групп животных при определении влияния малых доз радиации на когнитивные функции потомства
https://doi.org/10.21514/1998-426X-2020-13-4-34-39
Аннотация
Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба — сфишал ««Национального ммдацинссооо исследовательского центра радиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Обнинск, Россия
Целью работы было исследование способности к обучению потомства облученных в дозе 0,5 Гр самцов крыс. Когнитивные функции мозга оценивали по способности к выработке и воспроизведению условного рефлекса активного избегания. Установлено, что исходное состояние когнитивных функций мозга родителей влияет на развитие этих функций у потомства. Учет данного фактора позволит избежать методических ошибок, заключающихся в случайном формировании групп, неравноценных по исходным психофизиологическим параметрам. Целесообразность подобного ранее не применявшегося подхода продемонстрирована на модели облучения в малой дозе (0,5 Гр) половых клеток самцов. Установлено, что выраженность радиационного эффекта по данному критерию может существенно изменяться при разных подходах к формированию групп родителей.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. ПанфиловаРоссия
Панфилова Виктория Викторовна - кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории исследования комбинированных воздействий.
249036, Калужская область, Обнинск, ул. Королёва, д. 4
О. И. Колганова
Россия
Колганова Ольга Ивановна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследования комбинированных воздействий.
ОбнинскО. Ф. Чибисова
Россия
Чибисова Ольга Федоровна - научный сотрудник лаборатории исследования комбинированных воздействий.
ОбнинскЛ. П. Жаворонков
Россия
Жаворонков Леонид Петрович - доктор медицинских наук, профессор научно-организационного отдела.
ОбнинскСписок литературы
1. Ильин Л.А., Коренков И.П., Наркевич Б.Я. Радиационная гигиена: учебник. 5-е издание. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 416 с.
2. Ермалицкий А.П., Лягинская А.М. Развитие современной системы защиты гонад и плода в международных рекомендациях (МКРЗ) и отечественных нормах радиационной безопасности // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2012. Т. 57, № 4. С. 5-12.
3. Соснина С.Ф., Сокольников М.Э. Наследуемые эффекты у потомков, связанные с вредным воздействием на родителей (Обзор литературы) // Радиационная гигиена. 2019. Т. 12, № 3. С. 84-95.
4. Лягинская А.М., Туков А.Р., Осипов В.А. Врожденные пороки развития у потомства ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Радиационная биология. Радиоэкология. 2009. Т. 49, № 6. С. 694-702.
5. Mintz M., Gigi A., ShohamiD., Myslobodsky M.S. Effect of prenatal exposure to gamma-rays on circling and activity behavior in prepubertal and postpubertal rats // Behavioural Brain Research. 1999. Vol. 98, No 1. P. 45-51.
6. Нефедов И.Ю., Палыга Г.Ф., Нефедова И.Ю. Особенности онтогенеза потомства обоих облученных родителей // Радиационная биология. Радиоэкология. 1995. Т. 35, № 3. С. 370-374.
7. Павлова Л.Н., Жаворонков Л.П., Палыга Г.Ф., и др. Психофизиологическое развитие двух поколений потомства самок крыс, хронически облученных в дозе 1 Гр во время беременности, и возможность его модификации с помощью меланина // Радиационная биология. Радиоэкология. 2007. Т. 47, № 2. С. 171-180.
8. Штемберг А.С., Кохан В.С., Кудрин В.С., и др. Воздействие высокоэнергетических протонов в пике Брэгга на поведение крыс и обмен моноаминов в некоторых структурах мозга // Нейрохимия. 2015. Т. 32, №1. С. 78-85.
9. Патрушева Н.В., Петрушкина Н.П., Ерохин Р.А., и др. Физическое развитие внуков лиц, подвергавшихся профессиональному, хроническому, сочетанному радиационному воздействию // Радиация и риск. 2002. Вып.13. С. 32-34.
10. Назарова Ю.В. Передаются ли умственные способности генетически? Сборник статей по результатам XI международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике». 2018. С. 165-168.
11. Навакатикян М.А. Методика изучения оборонительных условных рефлексов активного избегания // Журнал высшей нервной деятельности. 1992. Т. 42, № 4. С. 12-18.
12. Панфилова В.В., Колганова О.И., Жаворонков Л.П., и др. Условно-рефлекторная деятельность потомства первого поколения от самцов крыс, подвергшихся острому воздействию G-излучения в дозе 1 Гр (Сообщение 1) // Радиация и риск. 2014. Т. 23, № 3. С. 70-79.
13. Видничук С.С. К вопросу о роли наследственности и среды в развитии интеллекта // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 19-43.
Рецензия
Для цитирования:
Панфилова В.В., Колганова О.И., Чибисова О.Ф., Жаворонков Л.П. Специфика формирования родительских групп животных при определении влияния малых доз радиации на когнитивные функции потомства. Радиационная гигиена. 2020;13(4):34-39. https://doi.org/10.21514/1998-426X-2020-13-4-34-39
For citation:
Panfilova V.V., Kolganova O.I., Chibisova O.F., Zhavoronkov L.P. The influence of learning ability of irradiated and intact rats-parents on higher brain function of their offspring. Radiatsionnaya Gygiena = Radiation Hygiene. 2020;13(4):34-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21514/1998-426X-2020-13-4-34-39