Том 9, № 2 (2016)
От главного редактора
Обзоры
10-19 2238
Аннотация
В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению 137Cs свыше 37 кБк/м2 (1 КИ/км2) подверглось более 200 000 км2 территории Европы, из них около 70% - это территория Беларуси, России и Украины. В ликвидации последствий аварии участвовало более 600 000 человек, 340 000 человек эвакуированы или переселены в течение 1986-1991 гг. Эффективность ранней эвакуации подтверждается отсутствием среди населения острой лучевой болезни и предотвращенной коллективной дозой облучения, которая составляет не менее 10 000 чел.-Зв. Эффективной мерой по снижению доз внутреннего облучения населения в ранний период аварии явилось введение временных допустимых уровней содержания радионуклидов в пищевых продуктах.К числу установленных медицинских последствий Чернобыльской аварии относятся лучевая болезнь у 134 участников аварийных работ в первые сутки развития аварии, из которых 28 человек погибли в первые 4 месяца, 19 человек - до 2006 г.; у ликвидаторов аварии - радиационно обусловленные заболевания лейкозом (величина атрибутивного риска 45-60%); статистически значимое увеличение на 18% заболеваемости всеми типами солидных раков у лиц, получивших дозы более 150 мЗв. Среди медицинских последствий аварии для населения статистически достоверным признано увеличение заболеваемости раком щитовидной железы среди лиц, которые в момент облучения были детьми и подростками. Неблагоприятные психологические последствия объясняются не только боязнью переоблучения, но и нарушением установившегося социально-экономического уклада жизни, особенно в условиях вынужденного переселения.В результате предпринятых долгосрочных мер защиты, распада радионуклидов, естественного самоочищения загрязненных территорий дозы облучения населения, проживающего в зоне радиоактивного загрязнения, значительно снизились. И только в Брянской области, по состоянию на 2015 г., имеются населенные пункты, где средняя годовая эффективная доза облучения населения превышает 1 мЗв. В настоящее время основной задачей становится переход к нормальной жизнедеятельности с изменением юридического статуса населенных пунктов зоны радиоактивного загрязнения, в которых радиационная обстановка нормализовалась.В статье приведены сравнительные данные по последствиям аварии на Чернобыльской АЭС и на АЭС «Фукусима-1». Акцентировано внимание на необходимости сохранения чернобыльского опыта, так как ликвидация последствий подобных аварий в условиях быстрого развития ядерной энергетики во всем мире становится интернациональной задачей.
20-25 1699
Аннотация
Государственная политика Российской Федерации по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, реализуется через федеральные целевые программы. За это время принято и реализовано 12 программ по преодолению последствий Чернобыльской аварии, защите детского населения и обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции с общим объемом финансирования из федерального бюджета более 9,2 млрд рублей.Основные усилия при этом направлены на создание необходимой инфраструктуры в населенных пунктах, разработку и внедрение мероприятий по реабилитации сельскохозяйственных и лесных угодий, создание систем мониторинга радиационной обстановки, повышение культуры безопасности проживания населения на радиоактивно загрязненных территориях, информационную поддержку и социально-психологическую реабилитацию населения.В рамках госпрограмм созданы и развиваются комплексные системы мониторинга радиационной обстановки в 12 субъектах Российской Федерации. Проводится обучение специалистов для работы с населением по вопросам радиационной безопасности, повышению уровня знаний о радиации у населения в формате семинаров, конференций, с использованием дистанционных технологий. Реализован проект по созданию единой межведомственной информационной системы по проблемам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, интегрирующей действующие информационные системы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России, Росгидромета, Роспотребнадзора и Российской академии наук.Вместе с тем, до настоящего времени проблема преодоления последствий радиационных аварий остается актуальной. В 14 субъектах Российской Федерации остаются территории, загрязненные радиоактивными веществами в результате чернобыльской катастрофы, на которых проживает более 1,5 млн человек.
26-30 1433
Аннотация
Национальная комиссия Беларуси по радиационной защите (НКРЗ Беларуси) была создана в 1991 г. на основе Постановления Верховного Совета БССР. Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по вопросам обеспечения радиационной безопасности республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, государственным научным организациям; рассматривает и оценивает научные данные в области обеспечения радиационной безопасности и рекомендует их применение на практике. В состав НКРЗ входят ведущие белорусские ученые и практики, непосредственно работающие по проблемам радиационной защиты и безопасности. Методологической основой всей деятельности НКРЗ является следование международно признанным подходам к обоснованию характера и объема защитных мер, в основу которой положен «дозовый» подход при строгом соблюдении принципа оптимизации (ALARA). Комиссии удалось подготовить для Правительства ряд принципиально важных рекомендаций, которые были использованы при принятии управленческих решений и, в конечном итоге, напрямую позитивно повлияли на тактику и стратегию государственных мер, направленных на минимизацию эколого-гигиенических, медицинских и социальных последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Опираясь на рекомендации международных организаций (НКДАР ООН, МКРЗ, МАГАТЭ, ФАО/ВОЗ и др.), коллег из России и Украины, а также на региональный опыт, НКРЗ продолжает экспертное сопровождение мер по минимизации последствий аварии на ЧАЭС, активно проявляет себя в связи со строительством БелАЭС, принимает участие в подготовке новой редакции закона РБ «О радиационной безопасности» и других нормативных документов.
Санитарно-эпидемиологический надзор
31-39 1189
Аннотация
В отдалённом периоде после Чернобыльской аварии в ситуации существующего облучения назрела необходимость перехода от зонирования радиоактивной территории для обеспечения соответствующего уровня радиационной и социальной защиты жителей населённых пунктов, расположенных на радиоактивно загрязнённой территории, к классификации населённых пунктов по средним годовым эффективным дозам облучения лиц критической группы среди жителей населённого пункта. Проведенный сравнительный анализ распределений средних годовых эффективных доз внешнего и внутреннего облучения, средних годовых эффективных суммарных доз облучения жителей населённых пунктов, отнесенных к соответствующим зонам по последнему постановлению Совмина Республики Беларусь, и по предложенным дозовым диапазонам по данным Каталога средних годовых эффективных доз облучения жителей населённых пунктов Республики Беларусь подтвердил обоснованность перехода от зонирования радиоактивной территории к классификации населённых пунктов по средним годовым эффективным дозам.В соответствии с принципами радиационной защиты, представляется разумным классифицировать населённые пункты, находящиеся на радиоактивно загрязнённой территории, по средним годовым эффективным дозам: <0,1 мЗв/год (не требуется проводить противорадиационных мероприятий в агропромышленном комплексе); 0,1-1мЗв/год (необходимо проводить периодический радиационный контроль); 1мЗв/год (необходимо вводить комплекс защитных мероприятий).
40-47 79642
Аннотация
В статье рассматриваются радиационная обстановка на территории Калужской области спустя 30 лет после аварии на Чернобыльской АЭС. В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись 9 районов Калужской области - Думиничский, Жиздринский, Куйбышевский, Кировский, Козельский, Людиновский, Мещовский, Ульяновский, Хвастовичский. От радиоактивных выпадений наиболее пострадали три южных района - Жиздринский, Ульяновский, Хвастовичский с плотностью загрязнения цезием-137 от 1 до 15 Ки/км2. Постановлением правительства Российской Федерации 2015 г. в зону радиоактивного загрязнения входят 300 населенных пунктов (НП), из которых 14 населенных пунктов с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 и 286 населенных пунктов от 1 до 5 Ки/км2. В первые годы после аварии на Чернобыльской АЭС на всех загрязненных цезием-137 территориях Калужской области были введены ограничительные меры по землепользованию, проводились агрохимические мероприятия (вспашка, внесение минеральных удобрений), ужесточен лабораторный радиационный контроль за основными дозообразующими продуктами питания, что привело к значительному снижению содержания цезия-137 в сельскохозяйственной продукции местного производства. Исходя из достигнутого результата, в 2002 г. осуществлен переход к более жестким требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01. Анализ исследованных проб в Жиздринском, Ульяновском, Хвастовичском районах показал, что, начиная с 2005 г., пробы мяса, а с 2007 г. - пробы молока местного производства выше нормативных значений уже не регистрировались. До настоящего времени неблагоприятная радиационная обстановка складывается с использованием дикорастущих грибов, ягод и мяса диких животных. Показано, что средняя удельная активность содержания цезия-137 в пробах молока каждый год снижается. В отдаленный период после аварии на Чернобыльской АЭС основными продуктами, влияющими на формирование доз внутреннего облучения населения, являются дикорастущие грибы и ягоды. Средние годовые эффективные дозы населения, обусловленные чернобыльскими выпадениями, ни в одном населенном пункте не превышают 1 мЗв/год. В 2014 г. максимальное расчетное значение 90СГЭД для взрослого населения, равное 0,91 мЗв, установлено в населенных пунктах Ульяновского района, д. Мартынки и Хвастовичского района, д. Ловатянка. В целом, невелики и дозы, накопленные за весь послеаварийный период. Согласно расчетам, численное значение прогнозируемых накопленных доз варьирует от 0,23 до 21 мЗв. Максимальные расчетные значения, равные 21 мЗв, установлены в Хвастовичском районе (д. Ловатянка) и Ульяновском районе (д. Мартынки). За период 1986-2005 гг. эффективные дозы облучения не превышали 29 мЗв. Следовательно, за 70 лет после аварии на Чернобыльской АЭС нормативное значение, равное 70 мЗв, не будет превышено ни в одном населенном пункте Калужской области. Спустя 30 лет, потребление продукции из личных подсобных хозяйств и особенно дикорастущих продуктов дает основной вклад в дозу внутреннего облучения населения. Радиационный мониторинг сельскохозяйственных продуктов питания местного производства и даров леса показал, что средняя удельная активность цезия-137 в пробах молока из личных подсобных хозяйств в населенных пунктах Жиздринского, Ульяновского и Хвастовичского районов снизилась в несколько раз и составила от 20,0 в 2007 г. до 1,7 Бк/л в 2015 г. Максимальные уровни загрязнения молока цезием-137 в 2015 г. составляют 3,1%, картофеля - 4,7%, мяса - 4,4% от нормативного значения.Средняя удельная активность цезия-137 в пробах лесных грибов в населенных пунктах Жиздринского, Ульяновского, Хвастовичского районов остается без положительной динамики. Отмечаются скачки средних активностей содержания цезия-137 в 2012, 2013, 2014 гг., которые зависят от урожайности грибов, вида грибов, наличия сухого лета и территорий лесных массивов, где отбирались пробы. По данным 2015 г., в трех южных районах максимальное содержание цезия-137 в грибах в 4,5 раза превышает установленный норматив (500 Бк/кг) и около 2% проб ему не соответствуют. Максимальное загрязнение ягод цезием-137 также превышает норматив (160 Бк/кг) почти в 5 раз, не отвечают ему около 43% проб. Полученные результаты показали, что в отдаленный период после аварии на Чернобыльской АЭС (30 лет) основная доля внутреннего облучения населения обусловлена потреблением дикорастущих грибов и ягод. Употребление молока в последние годы уже не играет такой значительной роли в формировании дозы внутреннего облучения.За 30 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС радиационная обстановка и состояние природной среды на загрязненных радионуклидами территориях Калужской области значительно улучшилась. Однако проблемы остаются. Важнейшей задачей преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС является комплексная радиационная и социально-экономическая реабилитация загрязненных территорий.
48-55 3854
Аннотация
Более 50% территории Тульской области подверглось загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В статье приводятся результаты 30-летнего радиационно-гигиенического мониторинга объектов среды обитания на загрязненных чернобыльскими выпадениями территориях Тульской области. Дается оценка радиационной обстановки в начальный период аварии и на современном этапе. Приводятся начальные уровни мощности дозы гамма-излучения (до 35 мкЗв/ч) в период «йодной» опасности и табличные данные относительной стабилизации мощности дозы к началу августа 1986 г. в связи с распадом йода-131. Дана информация о превышении временных допустимых уровней по содержанию йода-131 в молочной продукции, произведенной в двух наиболее загрязненных районах области (Плавском и Арсеньевском). Приводятся данные лабораторных исследований пищевых продуктов на суммарную бета-активность в 1986-1987 гг., количество превышений допустимых уровней по содержанию цезия-137 в 1986 г. Превышения допустимых уровней радионуклидов в пищевых продуктах регистрировались только в 1986 г. за счет поверхностного загрязнения растений, а в дикорастущих грибах вплоть до 2004 г. Отмечено благотворное влияние черноземов и серых лесных почв на интенсивность перехода радионуклидов в растения и, соответственно, формирование дозы внутреннего облучения. На современном этапе содержание цезия-137 и стронция-90 в пищевой продукции можно определить только радиохимическим методом. Представлена таблица по всем районам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения, с результатами радиохимических исследований основных дозообразующих пищевых продуктов.В статье приведена таблица с дозами внешнего и внутреннего облучения населения г. Плавска за 1986-1990 гг. Приводятся факторы, влияющие на формирование дозы внутреннего и внешнего облучения населения. Доза чернобыльского облучения населения формируется в основном за счет внешнего облучения и последние более 20 лет не превышает 1 мЗв/год. Годовая эффективная доза облучения населения 96,2% населенных пунктов составляет менее 0,3 мЗв/год.
56-62 1447
Аннотация
Целью исследования являлся ретроспективный анализ радиационной обстановки на территории Орловской области за период 1986-2015 гг. и оценка эффективности проведенных санитарно-профилактических мероприятий по защите населения от радиационного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Материалом для статьи являлись собственные воспоминания участников тех событий, формы федерального государственного статистического наблюдения 3-ДОЗ по Орловской области, ф-35«Сведения о больных злокачественными новообразованиями», ф-12 «Отчет о работе ЛПУ». Оценка риска возникновения онкологических заболеваний проведена на основании СГЭД за 1986-2014 гг. в соответствии с методикой оценки радиационного риска у населения за счет длительного равномерного техногенного облучения в малых дозах. Результаты медико-социологического исследования генетических, средовых, профессиональных факторов и образа жизни получены методом анонимного анкетирования больных онкологическими заболеваниями. Сведения о факторах риска получены у 467 пациентов, находящихся на стационарном лечении в БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер», с заполнением специально разработанной анкеты из 60 вопросов.В статье использован метод ретроспективного анализа лабораторных, инструментальных исследований и расчетов дозовых нагрузок на население Орловской области, выполненных на протяжении всего периода после аварии.В настоящей статье приведены результаты проведенных лабораторных исследований пищевых продуктов, объектов внешней среды, характеризующие радиационную обстановку на территории Орловской области с первых дней после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и до 2015 г. Нами представлен объем мероприятий, направленных на ликвидацию последствий техногенной радиационной аварии, которые были разработаны и выполнены специалистами санитарно-эпидемиологической службы Орловской области в 1986-2015 гг. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. На территории Орловской области в результате широкого межведомственного взаимодействия и активной работы исполнительной власти обеспечено проживание населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, с соблюдением требований и гигиенических нормативов радиационной безопасности.По данным радиационно-гигиенического мониторинга, с января 1987 г. в Орловской области в продовольственном сырье и пищевых продуктах, выращенных на территории области, не выявлялись превышения гигиенических нормативов по радиологическим показателям. Хозяйственная деятельность на территориях, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения, может проводиться без применения специальных защитных мероприятий по снижению содержания цезия-137 и стронция-90 в производимой продукции, отсутствуют ограничения на сбор дикорастущих ягод, трав, грибов.Являясь прямыми участниками разработки и реализации мероприятий по защите региона при возникновении чрезвычайной ситуации на объекте, представляющем радиоактивную опасность, полагаем, что данные, представленные в данной статье, могут быть полезны как специалистам, так и населению.
63-68 1455
Аннотация
Цель: Анализ результатов радиационно-гигиенического мониторинга, проводимого на территориях Тульской области, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, на содержание цезия-137 и стронция-90 в продуктах питания местного происхождения и анализ годовой эффективной дозы облучения населения. Материалы и методы: Исследования проводились на территории Тульской области с 1997 по 2015 г. За этот период на показатели радиационной безопасности исследовано более 50 тыс. проб основных продуктов питания в зоне радиоактивного «чернобыльского» загрязнения области с одновременным измерением мощности дозы внешнего гамма-излучения в стационарных контрольных точках. Оценена динамика содержания цезия-137 и стронция-90 в продуктах питания, максимальные величины средних годовых эффективных доз облучения населения и вклад коллективной дозы облучения при выполнении медицинских исследований в структуру годовой эффективной коллективной дозы облучения населения. Результаты: Получены результаты содержания цезия-137 и стронция-90 в основных продуктах питания местного происхождения. Установлены показатели мощности дозы внешнего гамма-излучения, которые стабильны и находятся в пределах естественных колебаний, характерных для средних широт европейской территории России. Значение максимальной величины средней годовой эффективной дозы облучения населения свидетельствует о стабильной радиационной обстановке и не превышает нормируемого показателя в 1 мЗв. Отмечается и постоянное снижение вклада коллективной дозы облучения населения при выполнении медицинских исследований в структуру годовой эффективной коллективной дозы облучения, а также снижение средней индивидуальной дозы облучения населения за процедуру при ежегодном увеличении количества медицинских процедур. Вывод: Отсутствие превышений допустимых уровней содержания цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах местного происхождения, снижение средней годовой эффективной дозы облучения населения области свидетельствует о возможности перевода населенных пунктов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, к условиям нормальной жизнедеятельности, предлагаемой в рамках проекта Концепции перевода населенных пунктов.
ISSN 1998-426X (Print)
ISSN 2409-9082 (Online)
ISSN 2409-9082 (Online)